info@iq-cliniс.ru
Фониатрия

Прием врача фониатра (первичный, повторный)

Значение голоса сложно переоценить. Когда профессия человека публичная или связана с общением, потеря голоса особенно чувствуется.

Если голос пропал или изменился, пришло время обратиться к врачу.

Врач фониатр - специалист, который занимается проблемами голоса или его коррекцией.

Кто такой фониатр?

Это узкий специалист, который занимается диагностикой, лечением гортани, связок, голосового аппарата. Обычно это ЛОР-врач, который имеет дополнительную специализацию.

Врач работает в клиниках отоларингологии или медицинских центрах.

В осмотре специалиста часто нуждаются люди «голосовых» профессий. К ним относятся певцы, диспетчера, дикторы, педагоги, экскурсоводы, актеры.

Записаться на прием стоит при появлении определенных жалоб:

• Ощущение комка в горле;
  • Охриплость голоса в течение 7 дней и более;
  • Постоянное чувство першения;
  • Покраснение задней стенки глотки;
  • Потеря голоса.

Часто окраска звуков, высота, меняется с возрастом. Визит к доктору требуется, если нужно изменить тембр своего голоса или вернуть ему прежнюю окраску.

В этом случае, назначается гимнастика, артикуляционные тренировки или хирургическое вмешательство.

Какие заболевания лечит фониатр?

К патологии голосового аппарата относят:

• Ларингиты;

• Фарингиты;

• Новообразования;

• Синуситы.

Ларингиты могут носить острый или хронический характер. Острая форма бывает катаральная, гнойная. Хроническое течение часто возникает у курильщиков.

Фарингит поражает лимфоидную ткань глотки. Появление отека, воспаления и присоединение бактериальной инфекции приводит к нарушению фонации и болезненных ощущений во время разговора.

Среди новообразований встречаются папилломы, полипы, кисты. Они могут располагаться на голосовых связках или в других отделах гортани.

Заболевания пазух носа или его заложенность приводит к изменению голосовых характеристик. «Верхние резонаторы» тоже нуждаются в лечении.

Стоит помнить и о «профессиональных» заболеваниях. Хронический ларингит диагностируют у 80% людей, работа которых связана с голосом. В этом случае рекомендуют проводить регулярные профилактические осмотры.

Определенные правила «гигиены труда» позволяют избежать проблем. У каждого певца или оратора есть определенный временной интервал, лимит, который не стоит превышать. Если чувствуется дискомфорт после длительного выступления, рекомендуется отдых и специальные упражнения для восстановления связок.

Об услуге

В формировании звука принимают участие не только голосовые складки. Характер, громкость и тембр речи придают «резонаторы». К ним относятся глотка, ротовая и носовая полости, перегородки и пазухи носа.

При заболеваниях этих органов, тембр, окраска голоса изменяются.

Чтобы вовремя диагностировать болезнь и начать лечение, идите на прием при первых симптомах заболевания. Стоит обратиться за медицинской помощью, если проявления осиплости сохраняются более 7 дней. Это говорит о стойком нарушении и требует консультации врача.

Что если проблема заключается не только в гортани и связках?

Изменение голоса или его потеря может быть следствием болезней других систем. Это могут быть заболевания пищеварительной системы или органов дыхания.

Патология щитовидной железы приводит к осиплости голоса. Нарушение выработки гормонов половыми железами влияет на тембр.

Лучевая терапия при онкологических заболеваниях может оказывать негативное влияние на голосовые связки.

Консультации других специалистов помогают фониатру всесторонне подойти к решению проблемы.

Как проходит осмотр и какие анализы нужно сдать?

Чтобы разобраться в причинах изменения голоса, врач проводит осмотр и направляет пациента на диагностику.

Голосовую щель невозможно увидеть напрямую. Чтобы оценить её состояние, используется специальное зеркало. Этот метод называется непрямой ларингоскопией.

Фониатр осматривает слизистые оболочки гортани и голосовых связок, проверяет наличие патологических образований.

Более подробных результатов позволяют добиться лабораторные и инструментальные методы исследования.

Анализ крови на ионный состав даёт представление о содержании кальция в крови. Его нарушение приводит к формированию гипотонусной дисфонии. Это состояние, при котором видимых нарушений области голосовых связок нет, но полного смыкания их не происходит.

Мазок на микрофлору позволяет выявить наличие бактерий. Его берут со слизистой оболочки миндалин при подозрении на ларингиты, тонзиллиты или фарингиты.

Стробоскопия позволяет оценить двигательную функцию гортани.

Глотография дает врачу возможность проследить в динамике смыкание голосовых связок.

Дополнительно могут применяются рентгенография, МРТ, КТ. УЗИ.

Занимается ли фониатр лечением детей?

Конечно, в детском возрасте часто наблюдается изменение голоса. Не всегда это нормально. Посещение врача при осиплости голоса у ребенка решит эту проблему.

План обследования у детей отличается. Особенно это касается грудничков и детей младшего возраста. Осмотреть голосовые связки, гортань ребенка помогает эндоскопическая методика.

Лечение в фониатрии

Для лечения пациентов с нарушениями голоса используют:

• Медикаментозный метод;
  • Хирургическое вмешательство;
  • Физиотерапию;
  • Артикуляционные упражнения.

Препараты назначает врач как для приема внутрь, так и непосредственно на область голосовых связок. Для этого препарат вводят в гортань. Можно делать ингаляции при помощи небулайзера.

Физиотерапия включает прогревании, УФ-излучение и рефлексотерапию. Легкие нарушения можно устранить при помощи фонетических упражнений.

Если патология серьезная, назначают операцию.

Как сохранить голос?

Для профессионалов ораторского искусства, певцов, актеров и преподавателей требуется особое отношение к голосу.

Чтобы избежать перенапряжения голосовых связок, осиплости, першения и снижения качества голоса, стоит соблюдать определенные правила.

1. Обеспечить связкам полноценный отдых. Он заключается в периоде, когда пациент будет молчать или разговаривать спокойным тоном. Это позволит расслабить голосовую щель.
  2. Шепот не считается щадящим средством, приводит к напряжению связок аналогично громкому разговору.
  3. Сбалансированное питание и отказ от острой, горячей пищи. Это связано с риском развития рефлюкса - заброса содержимого пищевода в гортань. Кислая среда приводит к ожогу слизистой оболочки и развитию хронического воспаления.
  4. Стоит воздерживаться от переедания и горизонтального положения после еды.
  5. Отказ от курения. Табачный дым попадает на голосовые связки и приводит к нарушению обновления эпителия.

Несколько бокалов воды в течение дня помогут справиться с ощущением сухости в горле.

Воздух, который попадает при разговоре или пении приводит к иссушению поверхности связок. Из-за этого может возникать их воспаление. Вода позволяет вырабатывать достаточное количество слизи, которая выступает в роли смазки.

Не стоит пить во время выступления или непосредственно перед ним.

Если появилась осиплость или пропал голос, стоит сразу обратиться за консультацией к фониатру. Запишись в наш центр в Москве, для это нужно заполнить форму на сайте или позвонить по телефону.

Берегите свой голос!

Аветисян Эмиль Егишевич